Делимся опытом

<< Главная
     << Делимся опытом
Лицей № 89

Отчет о стажировке в г. Красноярск «Формы организации учебой деятельности и мониторинг индивидуального прогресса в соответствии с планируемыми результатами ФГОС учащихся в Красноярской университетской гимназии «Универс» №1»

Кукшенева И.В., заместитель директора по УВР
МБОУ «Лицей №89» г. Кемерово

В 1985 году в одном из активно застраивающихся районов г.Красноярска открылась школа №106. В 1987 году школа получила статус Базовой экспериментальной школы-комплекса «Универс» (№ 106) при Красноярском государственном университете, ядром развития была группа учителей и преподавателей КГУ, ориентированных на проведение эксперимента по развивающему обучению под руководством Эльконина. В 1999 году школа была переименована в Красноярскую университетскую гимназию «Универс» (№1).

В настоящее время гимназия «Универс» - это школа – комплекс:
• 4 образовательные ступени: дошкольная, начальная, подростковая, старшая;
• 3 здания;



Целевой приоритет гимназии – формирование учебной самостоятельности школьников.

В начальной школе преподавание ведется по программам развивающего обучения «Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова» и «Школа 2100»;
учебная самостоятельность – один из основных результатов возрастного развития;

В подростковой ступени специальное внимание уделяется обеспечению возможности для ответственного авторского действия ученика;

Профильное образование в старшей ступени реализуется через индивидуальные образовательные программы учащихся. Ученики старшей ступени могут выбрать одну из трех возможных образовательных программ: общеобразовательную, гимназическую (профильные предметы – литература, иностранные языки), дипломную программу Международного Бакалавриата (13 школ России), диплом которого принимают в 75 странах, 2500 вузов.

В 2011-2012 учебном году гимназия со своей концепцией "Школа взросления" стала лауреатом международного конкурса концепций "Школа Сколково". МБОУ "КУГ "Универс" 1" г. Красноярска является БАЗОВОЙ ПЛОЩАДКОЙ Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, действующей в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования.

В ноябре 2010 года гимназия выступила с инициативой и провела первый в крае двухнедельный Педагогический марафон учебных предметов. В Педагогическом марафоне участвовали и обменивались опытом педагоги и психологи гимназии, школ города и края и представители высшей школы и института повышения квалификации. В ноябре – декабре 2012 г. прошел второй краевой Педагогический марафон на базе гимназии "Универс" №1 в течение 10 дней. С материалами марафона можно познакомиться на сайте марафона http://marafon.univers.su/
• День дошкольной и начальной ступеней;
• День словесности;
• День иностранного языка;
• День развития здоровья ресурсами образования и физической культуры;
• День естественных наук;
• День математики;
• День информатики и информационных технологий ;
• День истории и обществознания;
• День управления.

На уровне Министерства образования и науки Красноярского края было решено, что учебные часы, отводимые на учебные предметы делятся в соотношении 70/30%, т.е. 70% отводится на урочную деятельность и 30% отводится на такие формы работы как учебные занятия, полевые практики, погружения, проектную деятельность и пр.

1 класс: недельная нагрузка на ребенка 21 час (урочное время) по СанПиН в данном учебном плане полностью сохранена. Из 693 годовых часов - 639 ч. проводится в форме урока, 54 ч. - в форме учебного занятия (тренировочные, занятия на работу с текстом, поляризованный урок, опытно-предметные занятия). Например, на математику в 1-м классе по УП отводится 132 часа за год, из них 111 ч. проводится в форме уроков, 11 ч отводится на тренировочные занятия и 10 ч отводится на опытно-предметные занятия; русский язык – всего 165 ч., из них 144ч в форме уроков, а 21 ч в форме тренировочных занятий и т.д.



Различные формы учебной деятельности.

Учебное время в начальной школе делится на «уроки» и «занятия», отличающиеся по типу общения учителя и ученика, по форме завершения работы, по содержанию предметного материала.

Изменения в форме и способе сотрудничества с учителем, уместны не для любого учебного содержания. Так, например, тренировка учебных навыков (счета, чтения, письма) должна все-таки проводиться в классно-урочной форме. А вот работа с учебной задачей предполагает исследовательский тип действия, для которого вместо классно-урочной формы работы будет более уместно учебное занятие или погружение.

таблица

Внешние отличия урока и занятия

Урок принято проводить со всем классом в течение 45 минут и завершать его по учительскому указанию, по звонку, одновременно для всех детей.
Занятие организовано с малой группой детей (половина класса) и по времени жестко не регламентировано, завершение может происходить индивидуально для каждого ребенка: дети определяют время окончания своей работы, после которой могут, например, пойти в игровую комнату, почитать книгу в школьной библиотеке, в классной комнате или выполнить задания повышенной трудности. Для иных учеников занятие может иметь продолжение в домашних условиях или во время проведения индивидуальной консультации после уроков.

Отличие занятия от урока по содержанию предметного материала.

Урок – это место принятия и постановки учебной задачи, где происходит выделение общего способа, введение и понимание детьми принципов моделирования.
На занятиях разворачивается работа по освоению операций, входящих в состав введенного на уроке способа действия.

Отличие урока от занятия по формам работы.

Особенность проведения урока состоит в том, что учащиеся в, совместной работе открывают новый способ и обсуждают его существенные характеристики. Для урока характерны коллективный способ работы, организованный учителем, завершенность поставленной на уроке цели. Дети занимаются фронтально, группами, парами, но решают обязательно общий для всех вопрос.

Специфика занятия состоит в том, что школьники работают индивидуально или небольшими группами, но самостоятельно выбирают для себя вид и объем заданий, решают, чем заниматься, например, на тренировочном занятии – тренироваться в совершенствовании определенного умения либо сразу выполнять работу на оценку и проверять свои умения.

Роль учителя и ученика, и особенности их отношений на уроке и на занятии.

На уроке учитель является инициатором и организатором: он инициирует детскую мысль и завершает работу глобальной оценкой ситуации.

На занятии меняется тип кооперации учителя с детьми: педагог становится в позицию консультанта и эксперта. Он не проверяет правильность сделанного задания, а помогает ребенку адекватно заданию подобрать помощь для его выполнения; адекватно оценить свою работу; разрешить противоречия, возникшие у детей; поддержать возникший между ребятами обмен средствами, заданиями, мнениями; ответить на детские вопросы. На занятиях, как правило, дети подходят к учителю со своими вопросами, а не учитель обращается к детям.

На поляризованном уроке идет - диагностика сформированности индивидуальных учебных действий (поляризация тренировки и исследования). Учитель выступает в роли тьютора. Школьники работают индивидуально или небольшими группами, но самостоятельно выбирают для себя вид и объем работы, самостоятельно определяют время завершения и перехода от одного вида работы к другому.

Нам предоставили возможность посетить занятия по моделированию в 4 классе, поляризованный урок в 3 классе и погружение по истории в пятом классе.

Мы посетили занятие по моделированию задач в 4 классе. Цель таких исследовательских занятий состоит в создании условий для формирования действия моделирования у младших школьников. Дети работают в группах, которые создаются по их желанию. Каждой группе предлагаются одинаковые задачи (от простой к сложной), они должны внимательно прочесть текст, определить отношения в данной задаче и выделить их, построить из конструктора схему (конструктор представляет собой вырезанные из бумаги квадраты, стрелки). Дети строят из конструктора схему, оформляют ее на листе бумаги, затем каждая группа проходит и смотрит работу других, сравнивают. И если у группы учащихся возникли вопросы, аргументировано доказывают друг другу свою правоту. После проведения цикла исследовательского типа по моделированию учащимся предлагается выполнить индивидуальную проверочную работу, которая позволяет учителю оценить уровень усвоения материал. По результатам такой работы определяются дефициты уч-ся и далее планируется следующий цикл занятий.

Начиная с третьего класса проводится диагностическая процедура – поляризованный урок, где в отличие от обычного урока, учащиеся сами выбирают вид работы - работа над умениями, т.е. тренировка, или исследование. И самостоятельно выполняют его. Цель проведения поляризованного урока: позволяет определить, с одной стороны, направленность интересов уч-ся: работу над собственными дефицитами и умениями или проведение исследования на материале текстовых задач. Работа идет в группах, дети сами организуют свою работу: из всего многообразия тренировочных карточек и карточек – помощников находят те, которые помогут им устранить свои пробелы в знаниях или самостоятельно провести небольшое исследование.

Используя данные поляризованного урока учитель может видеть динамику процесса развития учебной самостоятельности младших школьников и своевременно, с учетом достигнутого детьми уровня учебной самостоятельности, вносить изменения в организацию учебного процесса.

Погружение по предмету - еще одна форма организации учебной деятельности учащихся. Погружение по предмету идет 2 - 3 дня по 2-3 урока в день. Нам показали вхождение в погружение по истории на одном 5 классе и выход из него, т.е. завершение, на примере другого 5 класса по теме: «Достижения людей».

В качестве положительных эффектов от проведения занятий можно выделить: повышение интереса уч-ся к предмету, развитие коммуникативных способностей, формирование учебной инициативы и самостоятельности, снижение тревожности.

Таким образом, младшие школьники овладевают необходимыми способами и средствами для дальнейшей учебной деятельности в среднем звене.

Мониторинг индивидуального прогресса учащихся - новый подход к диагностике достижений учащихся.

В 2003-2006 гг. группа специалистов из Института психологии и педагогики развития (г. Красноярск) и Психологического института РАО (г. Москва) по заказу Национального фонда подготовки кадров разработала инструментарий для исследования индивидуального прогресса учащихся общеобразовательных учреждений. Апробация инструментария проходила на 10 экспериментальных площадках России. В настоящее время разработанный инструментарий, получивший название «Дельта», уже используется в гимназии «Универс» № 1 и лицее № 1 (г. Красноярск), в гимназии № 5 (г. Чебоксары), в «Центре развивающего образования «Умка» (г. Новосибирск), в центре образования «Измайлово» (г. Москва).

Что является предметом оценки при использовании диагностического инструментария для мониторинга индивидуального прогресса учащихся?

Большинство существующих средств диагностики школьных достижений позволяют определять меру успешности учащегося по качеству конечных результатов усвоения знаний-умений-навыков, которые, по сути, оцениваются по шкале «плохой - хороший» или «слабый - сильный». В отличие от традиционных средств педагогической диагностики, инструментарий для измерения индивидуального прогресса учащихся «Дельта» ориентирован на образовательный процесс: 2 раза в год в течение нескольких лет ученик выполняет задачи одного и того же типа (особым образом устроенные), и каждый его новый результат сравнивается с его же предыдущим результатом, чтобы определить, на каком уровне освоения того или иного учебного содержания он (ребёнок) находится. Таким образом, в фокусе внимания «Дельты» не объем информации и темп освоения программ, а ресурсные (качественные) изменения компетенций учащегося.

При помощи диагностики «Дельта» можно проверять качество образования ребенка, причем не на финише, а в процессе обучения, и вносить в этот процесс необходимые коррективы.

Подход, реализованный в диагностических материалах, основан на культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. В ней учебное содержание рассматривается как система культурных орудий, присвоение которых и составляет стержень образовательного процесса. Соответственно, диагностика индивидуального прогресса школьников ориентирована на программное учебное содержание, рассматриваемое как система средств и соответствующих образцов действия. Специфическим предметом диагностики является мера освоенности этих средств учащимися. Показателем того, в какой мере освоено то или иное средство, является способ действия ребёнка с предметным материалом при выполнении тестового задания. В психологии существует представление о трёх закономерных этапах становления способов действия:
1) освоение общего смысла и формы способа действия;
2) раскрытие существенного основания способа действия;
3) функционализация способа действия (его включение в систему личностных ресурсов).

Выделенные этапы/уровни были конкретизированы применительно к отобранным для диагностики учебным дисциплинам на основе общих тестовых критериев:

Первый уровень (освоение общего смысла и формы способа действия) – выполнение тестового задания по образцу (шаблону). Этот уровень достигается посредством обучения через демонстрацию и внешне обусловленное мотивирование и оценку. За счет упражнений и специальных внешних «поддержек» достигается эффект усвоения. Для того, кто учит, важно, чтобы учащийся усвоил как можно больше сведений (единиц и норм); а для того, кто учится, важно получить оценку извне и укрепить свой статус.

Второй уровень (освоение существенного основания способа действия) – выполнение задания, предполагающего выделение существенного отношения предметной ситуации. Другими словами, ученик выделяет существенные характеристики материала из фона при наличии «помех». Это означает, что ученик не просто усвоил предметную норму и единицы описания соответствующего учебного предмета, но и понимает, как этот материал организован. Для успешного осуществления действий на этом уровне явно недостаточно демонстрации образца и внешней обусловленности оценкой. Здесь важно уже собственное отношение, стремление и готовность к преобразующему–аналитическому действию. Условием успеха в данном случае является персональный интерес к обнаружению скрытого.

Третий уровень (функционализация способа действия). Включение обобщенного способа действия в состав личных ресурсов, который можно принимать и отвергать, корректировать и преобразовывать. То есть способность «увидеть» и осуществить действие, в котором способ, «взятый» в известном предмете, востребован (уместен) и выступает как преобразующий материал другого предмета. Это требует умственных действий рефлексии, синтеза и обобщения высокого уровня и, фактически, умения занять надпредметную позицию. Сам по себе выход за рамки предмета как бы отменяет в данном уровне натуральную позицию учителя. Тот, кто был учеником, овладел способом предметного действия и в обучении собственно этому уже не нуждается.

Пример задачи I уровня (математика – начальная школа).

Прочитайте задачу. Расставьте числа из задачи на чертеже. Решать задачу не надо.

Велосипедист и пешеход начали движение из пунктов А и Б навстречу друг другу. Когда велосипедист проехал 30 километров, а пешеход прошел 5 километров, они встретились. Каково расстояние между пунктами А и Б?

таблица

Комментарий. В предложенном задании первого уровня необходимо соотнести текст и чертеж, т.е. выделить математическое отношение «целое и части» в тексте и на чертеже и перенести данные (30, 5 и вопросительный знак) на чертеж. По сути, ученик показывает умение выполнять замещение.

Пример задачи I уровня (русский язык – начальная школа)

Выделите корни в предложенных словах. Выпишите номера слов, в которых есть два корня.
1) вода,   2) водяной,   3) подводник,   4) водолаз,   5) водный,   6) водопад,   7) водонос.

Комментарий. Задание первого уровня предполагает, что ученик должен владеть элементарными навыками разбора слова по составу.

Пример задачи 2 уровня

Вдоль беговой дорожки равномерно расставлены столбы. Старт дан у первого столба. Через 12 минут бегун был у четвертого столба. Через сколько минут от начала старта бегун будет у двадцать восьмого столба? ( задача на понимание, зашумление)

Пример задачи 3 уровня

Периметр первого прямоугольника меньше периметра второго прямоугольника на 20 см. У первого прямоугольника увеличили длину на 6 см, у второго уменьшили длину на 2 см. На сколько сантиметров стали отличаться периметры этих прямоугольников? Запиши свои рассуждения. (задача повышенного уровня)

Приведём один пример возможной интерпретации полученных результатов:
• невысокие показатели при решении задач первого уровня означают, что материал недостаточно освоен даже в его формальном варианте, то есть в самом первом приближении;
• трудности решения задач второго уровня указывают на дефициты понимания и предполагают необходимость развертывания действий (например, моделирования) на соответствующем учебном содержании;
• трудности при решении задач третьего уровня означают ограниченность действий рамками учебного предмета без его прикладных функций, и, следовательно, могут потребовать от учителя инициирования или усиления проектных, исследовательских форм деятельности.

Диагностика освоения способа действия на основе предложенной уровневой модели позволяет определить, на каком этапе становления у конкретного ученика некая компетенция находится, то есть оценить достижение ребёнка в данный момент и ближайшую перспективу, а это значит осмысленно поставить новую педагогическую задачу.

При систематическом использовании теста появляется возможность следить за индивидуальным прогрессом учеников в овладении средствами действия.

Важно подчеркнуть, что здесь измеряется не статическое состояние, а изменение (динамика). Оценивается не фиксированное достижение, а положительное (прогресс) или отрицательное (регресс) или устойчивое состояние /изменение. Таким образом, данные конкретного диагностического среза – это всегда показатель не только достижения, но и перспективы.

Такая диагностика может сопровождать образовательный процесс, а не только служить средством подведения его итогов.


Познакомиться с данным видом диагностики можно в книгах в электронном варианте:

1. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009. — 000 с. — (Стандарты второго поколения). В книге представлена система заданий по математике и русскому языку, ориентированная в основном не на проверку освоения отдельных знаний, а на оценку способности школьников решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий. В пособии предлагаются комплексные итоговые работы, в основе которых лежат различные ситуации из реальной жизни.

2. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). В пособии описываются планируемые результаты освоения учебных программ по отдельным предметам начальной школы, планируемые результаты освоения двух междисциплинарных программ – программы формирования универсальных учебных действий и программы по работе с информацией; даются примеры заданий для итоговой оценки достижения планируемых результатов.

3. Мониторинг индивидуального прогресса учебных действий школьников / Под ред. М-77 П.Г. Нежнова, Б.И. Хасана, Б.Д. Эльконина. – Красноярск: Печатный центр КПД, 2006. Книга представляет результаты проекта «Разработка инструментария для мониторинга индивидуального прогресса учащихся», который проводила группа разработчиков из Института психологии и педагогики развития (г. Красноярск) и Психологического института РАО (г. Москва).






     << Делимся опытом
<< Главная