Родителям на заметку

<< Главная
        << Социально-психологическая служба
Лицей № 89



     

Информация о льготах

Информации о программе компенсационных выплат юридическим и физическим лицам города Кемерово за путевки в учреждения отдыха и оздоровления детей на 2014 год

Решение Кемеровского городског Совета народных депутатов и документы необходимые для оформления льготного питания

Памятки родителям



Родительский всеобуч

10 заповедей родителям от Януша Корчака
Как быть спокойными родителями
Причины потери родительского доверия
Семейное общение
Советы родителям первоклассника
Таблица для проверки наблюдательности



     

     








 

Агрессивность.

Агрессивность ребенка развивается, если:

  1. Ребенка бьют, издеваются над ним
  2. Над ребенком зло шутят
  3. Ребенка заставляют испытывать чувства незаслуженного стыда
  4. Родители заведомо лгут
  5. Родители пьют и устраивают дебош
  6. Родители воспитывают ребенка двойной моралью
  7. Родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка
  8. Родители не умеют любить одинаково своих детей, настраивают друг против друга
  9. Родители ребенку не доверяют
  10. Вход в дом закрыт для друзей ребенка
  11. Родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу
  12. Родители живут своей жизнью, не общаются со своим ребенком, он чувствует, что его не любят

Как справляться с детской агрессией:

  1. Научите ребенка выражать свою агрессию в социально приемлемых формах. Необходимо научить ребенка пользоваться альтернативными словами брани («елки-палки», «пропади пропадом»)
  2. Необходимо понять причину агрессивного поведения. Часто дети ругаются, оскорбляют других и обзывают их из-за того, что хотят почувствовать себя сильными или отомстить за какие-то обиды. Иногда посредством агрессии они пытаются привлечь внимание взрослых. Позитивным может оказаться и превращение агрессивных выпадов в юмористическую ситуацию. Вы можете сделать ее смешной и тем самым снять напряжение.
  3. Предупредить физическую агрессию можно сдерживанием: остановить окриком, отвести, удержать за плечи, переключить внимание. Показать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо, сурово осудить это. Нужно продемонстрировать ребенку, что подобные действия приносят ему одни неприятности.
  4. В случае разрушительной агрессии следует коротко, но однозначно выразить свое негативное отношение к подобному поведению. Затем можно предложить ребенку устранить причиненный ущерб и оказать ему в этом свою помощь.
  5. Если агрессивное поведение демонстрируют дети с повышенной моторной активностью (создают беспорядок дома, не могут пройти мимо детей, чтобы кого-то не толкнуть, не дернуть и т.д.), наилучшей рекомендацией в этом случае может быть поиск замещающей деятельности, на которую ребенок мог бы направить свою неуемную энергию.
  6. Страх перед агрессией ребенка может стимулировать дальнейшее поведение. Необходимо дать другие способы проявления силы и привлечения внимания.
  7. «Что делать, когда дети в семье не ладят друг с другом и проявляют агрессию?»

Правила профилактики агрессивного поведения

  1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия
  2. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте несбыточных надежд
  3. Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий
  4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка
  5. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе
  6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо
  7. Не бойтесь поделиться со своим ребенком своими чувствами и слабостями
  8. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимости от его учебных успехов
  9. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка;
  10. Демонстрируйте модель неагрессивного поведения
  11. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки
  12. Наказания не должны унижать ребенка
  13. Обучайте приемлемым способам выражения гнева
  14. Давайте ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после события
  15. Обучайте распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих
  16. Развивайте способность к сочувствию, сопереживанию
  17. Расширять поведенческий репертуар ребенка

<<В начало

 

Рекомендации родителям по воспитанию гиперактивного ребенка

1.Поведение близких ребенку взрослых людей.

2. Организация благоприятной обстановки в семье

3. Взаимодействие ребенка с близкими взрослыми

Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к 14-16 годам, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит.

<<В начало

 

Первоклассники

Несколько коротких правилдля родителей первоклассников

Изменение работоспособности

Понедельник – врабатывание;
Вторник, среда – оптимум, с наиболее высокой и устойчивой работоспособностью;
С четверга - начинается спад работоспособности.

Начало урока, учебного дня, недели и года должно быть, по возможности, облегченным, так как работоспособность в эти периоды снижена, а функциональное напряжение всех систем организма повышено.

Первые признаки утомления детей (первоклассников)

Все изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают в процессе отдыха или при смене деятельности.

Начальные признаки переутомления:

При переутомлении изменения, происходящие в организме, не проходят ни при кратковременном отдыхе, ни при переключении на новый вид деятельности.

<<В начало

 

Подростки

Что необходимо знать родителям подростков и не только...

Неэффективные приемы взаимодействия Что вызывает? (производимые эффекты)
1. Приказ
«Подай, сделай, принеси, не суетись и т.д.»
• обида, протест, или (что хуже)
• принятие и выполнение всех команд
2. Предупреждение, угроза
«Если ты не прекратишь баловаться, то я заставлю тебя мыть пол»
• сопротивление и жестокость
• страх и покорность
• Если угроза не исполняется, ребенок перестанет обращать внимание на неё.
3. Нравоучения, нотации, лекции
«Сколько раз тебе говорить, сам виноват...» «Ты не должен (нельзя) так делать...»
• Не дают ребенку никакой информации, вызывая лишь усталость и непонимание. Постепенно он перестает их слышать.
• чувство вины: «я плохой»
4. Советы, готовые решения
«Я бы на твоем месте...»
• реакция отторжения, сопротивления – это устарело, нужен собственный опыт
• чувство собственной неполноценности
• безынициативность
5. Критика, обвинение, осуждение, упреки • «Я глупый, недостойный, плохой»
• негодование, желание оправдаться, протест
• желание скрыть и спрятать свои чувства
6. Обзывание, высмеивание, пристыживание
«Ты лентяй!», «И не стыдно тебе? Бессовестный»
«С твоими-то способностями...»
• протест - «Сам такой»
• согласие, снижение самооценки - «Да, я такой»
7. Выспрашивание, расследование
«Почему ты молчишь?»
«Ты врешь?!!»
«Ну, скажи мне? Почему?»
• раздражение, протест - «Мне не доверяют», «Меня считают глупым»

«Вредные» слова (их скрытый смысл программирует)

Обязан = «узда», «обуза», «язва».
Пытаться = «пытать», «ударять», «допрашивать обвиняемого».
Стараться = «стареть», «дряхлеть», «истощаться», «цепенеть».
Нужно = «нужда», «жалкий», «принуждение», «насилие».
Добиться = «добить себя».
Полезные слова есть во фразе: «Есть смысл делать всё необходимое» (= мысль).

Эффективные приемы взаимодействия

1. Просьба
«Ты не мог бы сделать?..»
Способствует повышению собственной значимости.
2. Обсуждение разных вариантов разрешения проблем
«Мне не хотелось бы, чтобы ты поступил»
«Может быть, лучше поступить так...»
Способствует повышению осознанности выбора поведения, принятию на себя ответственности за последствия выбора.

<<В начало



РЕБЕНОК И «Internet»

 

В помощь родителям.

Вот некоторые общие рекомендации по обеспечению безопасности детей и подростков в Интернете
  1. Расположите компьютер вашего ребенка в месте общей доступности: столовой или гостиной. Так вам будет проще уследить за тем, что делают дети в Интернете.
  2. Следите, какие сайты посещают ваши дети. Список сайтов, которые посещает ваш ребенок, можно найти в истории браузера.
  3. Расскажите детям о безопасности в Интернете. Вы не сможете все время следить за тем, что ваши дети делают в Сети. Им необходимо научиться самостоятельно пользоваться Интернетом безопасным и ответственным образом.
Линия помощи “Дети Онлайн” Если Вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам безопасного использования Интернета или если Ваш ребенок уже столкнулся с рисками в Сети, обратитесь на линию помощи “Дети Онлайн” по телефону: 8 800 25 000 15 (звонок по России бесплатный). На линии помощи профессиональную психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда Развития Интернет. Как распознать интернет и игровую зависимость? Сегодня в России все более актуальны проблемы так называемой «интернет-зависимости» (синонимы: интернет-аддикция, виртуальная аддикция) и зависимости от компьютерных игр («геймерство»). Первыми с ними столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки, в случае, если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию онлайн.

Согласно исследованиям Кимберли Янг, предвестниками интернет-зависимости являются:

Если Вы считаете, что Ваши близкие, в том числе дети, страдают от чрезмерной увлеченности компьютером, это наносит вред их здоровью, учебе, отношениям в обществе, приводит к сильным конфликтам в семье, то Вы можете обратиться к специалистам, занимающимся этой проблемой. Они помогут построить диалог и убедить зависимого признать существование проблемы и согласиться получить помощь. Помощь может быть оказана как в специальных терапевтических группах, так и стационарно, с использованием специальных медицинских процедур.

Как защитить ребенка от нежелательного контента в Интернете?

Контентные риски — это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.

Как помочь ребенку избежать столкновения с нежелательным контентом:

<<В начало





 

Правила безопасной работы в Интернете. (буклет)

На сегодняшний день всем стало известно, что СМИ, информационные и коммуникационные технологии играют важнейшую роль в жизни детей. Дети каждый день смотрят телевизор часами, также все больше и больше времени они проводят в Интернете. И глубоко ошибаются те, кто полагает, что дети прекрасно понимают со всей четкостью различие между реальной жизнью и жизнью на экране, в Интернете, играх. С помощью антивирусных программ и функции настроек защиты родителям можно либо установить какие-либо ограничения по использованию нежелательных сайтов, либо полностью блокировать доступ. С целью выявления часто - посещаемых сайтов среди детей следует использовать функцию, позволяющую увидеть все виртуальные сайты.
Вам просто нужно выбрать программу, скачать и установить ее на свой компьютер.

Таким образом, все вышеуказанные действия помогают проводить максимальный контроль посещаемых сайтов и предотвращать любые нежелательные действия, посягающие на детскую безопасность в виртуальном пространстве.

<<В начало





 

Признаки Интернет-зависимости у ребенка.

  1. Самый очевидный признак: ребенок массу времени проводит за компьютером. Более 3-4-х часов в день. Его «не выгонишь» гулять, не заставишь спать или делать что-либо по дому. Он перестал общаться с друзьями, ему редко звонят, реже приходят в гости, да и сам он редко ходит к кому-либо.
  2. Не забывайте про «ночные бдения», которые могут быть, если компьютер стоит в комнате ребенка. Косвенными признаками этого будут недосып, повышенная утомляемость, апатия, физическая слабость, дневной сон после школы.
  3. Собираясь вместе куда-либо, замечаете, что выход из дома все время откладывается. Не торопясь выключать компьютер, ребенок объясняет: «...мне сейчас должны ответить...» или «..я не могу не отправить сообщение, это важно...».
  4. Если мобильный телефон Вашего ребенка позволяет выходить в Интернет, пользоваться ICQ или другими сервисами, обратите внимание на то, сколько денег расходуется со счета ребенка, часто ли ребенок кладет телефон в сумку или в карман, или постоянно держит его в руках?
  5. «Сидение» в Интернете быстро разряжает телефон, и если Вы знаете, что заряда аккумулятора должно хватать на 2-3 дня, а ребенок заряжает телефон каждый вечер - задумайтесь.
  6. Как ребенок реагирует, когда Вы собираетесь выезжать на пикник, на дачу или в деревню, где не будет ни компьютера, ни Интернета? Возможно, ему действительно не интересно, это еще не повод для тревоги. А возможно, он и сам Вам скажет – «А что мне там делать без аськи и почты?..»
  7. Если у ребенка есть аккаунт в социальной сети, и более 100 человек в «друзьях», поинтересуйтесь, всех ли он знает лично?
  8. Обратите внимании какую реакцию вызывают Ваши просьбы выключить компьютер, отвлечься от экрана монитора - крик, раздражение, слезы, истерику. Однако будьте осторожны в интерпретации реакции ребенка. Возможно, форма Вашей просьбы спровоцировала такую реакцию и ребенок просто защищает свои границы и права.
  9. Если все или большая часть этих пунктов подходят и Вам - это повод сменить свою собственную тактику поведения в Интернете? Ведь дети гораздо больше подражают своим родителям, чем нам кажется.

<<В начало





 

Рекомендации для родителей по профилактике Интернет-зависимости.

В настоящее время очень сложно представить жизнь современного человека без компьютера, это техническое средство есть практически в каждой семье и практически все они подключены к глобальной сети Интернет. Дети с самого раннего детства начинают использовать персональный компьютер, довольно быстро становясь продвинутыми пользователями. Изначально большинство детей использует свои ноутбуки и стационарные ПК для того, чтобы играть в компьютерные игры, которые зачастую становятся неотъемлемой частью жизни детей, и даже некоторым образом влияют на процесс воспитания и для общения в сети. Компьютер начинает выполнять не только развлекательную, но и образовательную функцию, ведь с помощью него можно также читать книги, слушать музыку, смотреть кино и делать множество других интересных вещей. Но кроме положительного влияния компьютер оказывает и разрушительное влияние психику и здоровье ребят. С развитием популярности сети Интернет некоторые подростки стали настолько увлекаться «виртуальным пространством», что проводят до 18 часов в день за компьютером, резкий отказ от Интернета вызывает у них эмоциональное возбуждение и тревогу. Некоторые психиатры сравнили эту зависимость с чрезмерным увлечением азартными играми. Причем, некоторые из них под «компьютерной зависимостью» понимают патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером и говорят о наличии родственных зависимостей: Интернет – зависимость и игромании, которые так или иначе связаны с проведением длительного времени за компьютером.

В результате экспериментальных исследований специалисты выделили четыре основных типа Интернет – зависимости:
1.Навязчивый веб-серфинг — бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.

2.Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.

3.Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

4.Навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.

Основную группу риска для развития компьютерной зависимости составляют подростки в возрасте от 10 до 18 лет.

В большей степени зависимыми от компьютера становятся дети и подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никаким серьезным увлечениям. Именно они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре достаточными для самоутверждения и для улучшения своего состояния.

Согласно последним исследованиям опасными сигналами, (предвестниками Интернет-зависимости) являются:
- навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
- предвкушение следующего сеанса он-лайн;
- увеличение времени, проводимого он-лайн;
- увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.

Что делать если ребенок много времени проводит за компьютером?

  1. Помните, что предупредить легче, чем лечить! Поэтому будьте внимательны, постарайтесь вовремя заметить и предупредить появление Интернет - зависимости.
  2. Разговаривайте с ребенком, как со взрослым человеком, и прежде чем выносить какие-либо вердикты или что-то запрещать, выслушайте внимательно, что он думает по данному вопросу. «Запретный плод – сладок!», поэтому Ваш категорический запрет, вызовет желание ему сопротивляться.
  3. Используйте интересы ребенка с целью его обучения и развития (курсы программирования и компьютерной графики).
  4. Чем разнообразнее и шире будут интересы вашего ребенка, тем меньше вероятность у него стать Интернет - зависимым. Его интересы не обязательно должны совпадать с Вашими, позвольте ему иметь собственный мир и увлечения, поддерживайте любые его творческие начинания (спорт, музыка, живопись, танцы и т.п.).
  5. Наладьте с ребенком доверительные отношения, отсутствие понимания и доверия в семье - повод и основание для ухода в виртуальный мир.В выходные уделяйте больше внимания ребенку, сходите в парк, пообедайте в кафе и т.п. Придумайте какое-нибудь общесемейное хобби, ведь интересное общение – лучшая профилактика любой формы зависимости.
  6. Всегда ищите возможность подчеркнуть полноту жизненных проявлений в реальности и односторонность переживаний в режиме on-line.

И, наконец, любите Ваших детей, любите не за что-то, а просто потому, что они Ваши дети!

<<В начало





 

"Коменданский час" для несовершеннолетних

ЗАКОН Кемеровской области от 16.06.2006 N 89-ОЗ (ред. от 25.04.2008)
"ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
(принят Советом народных депутатов Кемеровской области 31.05.2006)

Настоящий Закон принят в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уставом Кемеровской области в целях установления ответственности за административные правонарушения в Кемеровской области.

Статья 30. Нарушение тишины и покоя граждан в ночное время
Совершение в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени) любых действий, производящих шум и нарушающих тишину и покой граждан, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи

Статья 31-1. Обеспечение безопасности жизни и здоровья, профилактика правонарушений несовершеннолетних
(введена Законом Кемеровской области от 25.04.2008 N 24-ОЗ)
Допущение нахождения в ночное время, в период с 22 часов до 6 часов, несовершеннолетних, не достигших возраста 16 лет, в общественных местах без сопровождения родителей или лиц, их замещающих, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на родителей или лиц, их замещающих, в размере от шестисот до трех тысяч рублей.
Примечание.
1. Под общественными местами в настоящей статье понимаются места пребывания (за исключением жилого помещения, являющегося местом жительства несовершеннолетнего), в том числе общественные здания, улицы, парки, скверы, транспорт общего пользования, вокзалы, аэропорты, а также помещения юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере развлечений (досуга): дискотеки, клубы, бары, рестораны, кафе, компьютерные салоны и клубы.
2. Лицами, замещающими родителей, являются опекуны несовершеннолетних, иные близкие родственники, на попечении которых находится несовершеннолетний, патронатные (гостевые) воспитатели.

<<В начало





 

Рекомендации родителям по раннему выявлению вредных привычек у подростков

Табак
Симптомы: снижение физической силы, выносливости, ухудшение координации, быстрая утомляемость, нарастающая слабость, снижение трудоспособности.
Внешние признаки: запах табака (дыма), частое и долговременное пребывание в туалете, в ванной, наличие спичек, зажигалок, табака в швах карманов, пожелтение пальцев.

Алкогольные напитки
Симптомы: замедленные реакции, сонливость, невнятная речь, изменение личности (появление других ценностей).
Внешние признаки: спрятанные бутылки, безвольное обвисание губ, расслабление челюстей, нарочитость движений, провалы в памяти.

Наркомания и токсикомания
Симптомы: Ребенок становится скрытным, избегает родителей, ведет какие-то тайные переговоры по телефону; старые друзья и занятия, включая школу, ему уже неинтересны. Его одежда неряшлива, среди вещей в карманах можно обнаружить баночки, пакетики, шприцы, иглы, таблетки. Увеличиваются денежные расходы подростка, из дома нередко исчезают вещи. Родители могут заметить необычное возбуждение или раздраженное состояние подростка. Вялый и сонный, с рассеянным вниманием, предоставленный сам себе, он может, как бы задремать. А может быть необычно благодушен, беспричинно весел. Вернувшись домой в таком состоянии, он с жадностью будет утолять голод или жажду. Движения грубые, порывистые, размашистые, неуверенность при ходьбе.
Внешний вид ребенка: Посмотрите ему в глаза – нет ли в них необычного блеска? Зрачки, после применения наркотических и токсических веществ, становятся либо необычно узкими, либо необычно широкими (вы можете сравнить их со зрачками другого человека, находящегося в этой же комнате при таком же освещении). Склеры могут быть покрасневшими, веки отечными. Насторожить должна бледность кожи или необычные ее покраснения. Иногда кожа приобретает сальный налет. Наконец, посмотрите на руки вашего ребенка: в области локтевых сгибов, на предплечьях, на тыльных поверхностях кистей могут быть следы от инъекций. Иногда подростки пытаются скрыть следы от инъекций царапинами. Не трудно обнаружить запахи при дыхании ребенка, от его одежды. Порой насторожить может и отсутствие запаха: подросток выглядит опьяневшим, говорит, что выпил спиртное, а запаха алкоголя нет.

Марихуана, травка, «курево», зелье
Симптомы: сонливость, бессвязность мыслей, зрачки глаз расширены, отсутствует координация движений, тяга к сладкому, повышенный аппетит, слабо выраженные галлюцинации.
Внешние признаки: красные отеки под глазами, сильный запах жженых листьев, мелкие семена в складках одежды и швах карманов, наличие папиросной бумаги, обесцвеченная кожа на пальцах.

Кокаин
Симптомы: повышенное артериальное давление, потеря болевых ощущений, чувство превосходства, ощущение неуязвимости, повышенная активность, отсутствие чувства усталости.
Внешние признаки: наличие белого кристаллического порошка в маленьких пластиковых пакетиках или алюминиевой фольге, гиперемия слизистой оболочки носа.

Героин, морфий, кодеин
Симптомы: ступор, сонливость, следы уколов, водянистые глаза, пятна крови на рукавах рубашки, насморк.
Внешние признаки: наличие иглы или шприца для подкожных инъекций, матерчатого жгута, бечевки, веревки, ремня, обожженных крышек от бутылок или ложки, прозрачных пакетов.

Токсикомания (вдыхание клея и т.п.)
Симптомы: агрессивность, мечтательное или бессмысленное выражение лица.
Внешние признаки: вид пьяного человека, наличие тюбиков клея, пятен клея, бумажных или полиэтиленовых пакетов, носовых платков.

Вот далеко не полный перечень тех признаков, по которым родители могут заподозрить, что ребенок начал употреблять опьяняющие вещества. Надо иметь в виду, что многие признаки, о которых шла речь, можно заметить лишь на первых порах, потом организм начинает привыкать к систематической интоксикации, и внешние признаки наркотического опьянения изменяются, их сможет обнаружить только специалист. Насторожить вас должно все необычное, что вы заметите в своем ребенке. Если вы что-то заподозрили, не стоит «нападать» на подростка с упреками и принимать «жесткие» меры. Поговорите с ним доверительно, во всяком случае, попытайтесь это сделать. Также важно обратить внимание на организацию досуговой деятельности подростка, его занятость в свободное время. Приведите подростка к специалисту-наркологу. Попробуйте убедить его, что консультация врача-нарколога – это не наказание, а реальный шанс помочь человеку. Чем раньше начато лечение – тем больше надежды на успех.

<<В начало





 

ПРАВА РЕБЕНКА. (презентация)

<<В начало





 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

- Особую важность имеет твердо установленное время начала занятий. Благодаря этому вырабатывается привычка, к назначенному часу появляется психологическая готовность и предрасположение к умственной работе, даже теряется интерес к игре, прогулке. При установке часа начала занятий необходимо определить разумное соотношение времени, отводимого на уроки, прогулки, домашние обязанности и т.д.

- Необходимо постоянное место для занятий, где все необходимые предметы находятся под рукой. Так вырабатывается привычка к внутренней мобилизации с момента начала занятий и до тех пор, пока не выработалось умение управлять своим поведением, рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни игрушек, ни посторонних книг, ни цветных карандашей и фломастеров, если они не нужны для текущей работы). Если нет возможности выделить постоянное место, то в определенный час должно быть безусловно выделено, освобождено место для занятий.

- Важное правило – начинать работу немедленно. Чем дольше оттягивается начало работы, тем большее усилие потребуется, чтобы заставить себя приступить к ней. У человека, который систематически начинает работу без промедления, период «втягивания» в работу короткий, дело идет быстрее и эффективнее, а учеба становится источником не только напряженного труда, но и источником удовлетворения.

- Необходимо наличие перерывов в работе. Нужны единство школьного и домашнего учебного режима, профилактика перегрузок.

- Работа должна идти в хорошем темпе – от 1 часа в начальной школе, до 4 – 5 часов у старшеклассников.

- Нельзя, чтобы у школьника не было других обязанностей, кроме учебы: человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек.

ПРИУЧЕНИЕ РЕБЕНКА К ПРАВИЛЬНОМУ РЕЖИМУ ДОЛЖНО СОЧЕТАТЬСЯ С ВАШЕЙ САМОДИСЦИПЛИНОЙ, УВАЖЕНИЕМ К РЕБЕНКУ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬЮ, РАЗУМНОЙ ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬЮ.

«Как готовить домашнее задание по русскому языку?»

1. Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
2. Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
3. Прочитай задания упражнения.
4. Прочитай все упражнения, устно выполни задания к нему.
5. Выполни упражнение письменно.
6. Проверь всю работу.

«Как решать задачи?»

1. Прочитай задачу и представь себе то, о чем говорится в задаче.
2. Запиши задачу кратко или выполни чертеж.
3. Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.
4. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи Если нет, то почему. Что нужно узнать сначала, что потом.
5. Составь план решения.
6. Выполни решение.
7. Проверь решение и ответ на вопрос задачи.

«Как нужно готовить задание по устным предметам?»

1. Вспомни, не открывая учебник, о чем узнал на прошлом уроке: — о чем рассказывал учитель.
       — какие ставили опыты;
       — какие рассматривали таблицы, картины, карты.
2. Прочитай в учебнике вопросы к уроку, ответь на них.
3. Прочитай текст учебника.
4. Подготовься отвечать по теме урока:
       — продумай план ответа;
       — расскажи заданное по этому плану;
       — старайся не просто рассказать, но и доказывать свои знаний примерами из наблюдений, опытов, из своей жизни, из просмотренных передач, прочитанных книг;
       — сделай выводы;
       — открой учебник, с помощью рисунков, текста и выводов учебника проверь, как ты усвоил материал.
5. Выполни задания учебника.

Список приемов, призванных помочь школьникам в процессе выполнения домашнего задания

Родители часто пытаются помочь своим детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений до полного выполнения задания вместо ребенка. В любом случае возникает масса проблем. Приведем список приемов, призванных помочь школьникам в процессе выполнения домашнего задания. Выполнение распорядка дня. Многим детям помогает соблюдение четкого распорядка дня. Для ребят слишком велико бремя ответственности, если им приходится самостоятельно решать, когда приниматься за выполнение домашней работы. Четкое выполнение распорядка дня поможет справиться с такой проблемой, как "вылавливание" детей и "усаживание" их за уроки. Многие дети очень волнуются, боясь принести в школу задания, выполненные с ошибками. Поэтому очень важно, чтобы родители регулярно проверяли работу. Распределение заданий по уровню сложности. Для некоторых детей является проблемой сделать выбор, с какого задания начинать выполнение домашней работы. Они могут долго мучиться над ее решением. Целесообразно предложить им начинать выполнение заданий с самых легких. Таким образом, у ребят оказывается выполненным большее количество задач и упражнений, что порождает чувство удовлетворенности.

Родителям не следует сидеть рядом с ребенком все время, пока он делает уроки.

Многие родители скажут, что их дети не умеют самостоятельно работать и им приходится сидеть рядом с ними. На самом деле это не так. Видя, что родители готовы постоянно находиться рядом, дети сознательно решают ничего не делать самостоятельно. Часто такие несамостоятельные школьники не справляются с классной работой, принося недоделанные задания домой. Если родители уже оказались в такой ситуации, не следует менять установившийся порядок вещей. Надо двигаться постепенно. С каждым днем родителям следует увеличивать расстояние между собой и школьником, пока он не станет работать полностью самостоятельно.

Сначала проверить то, что выполнено правильно.

Как правило, родители в первую очередь обращают внимание на ошибки своих детей. Взрослым стоит взять за правило отмечать, как хорошо школьник выполнил те задания, которые выполнены без ошибок. А относительно заданий, в которых допущена ошибка, сказать ребенку: "Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, то у тебя может получиться несколько другой результат". Это побудит ученика вернуться к заданию без отвращения и чувства бессилия.

Если родитель начнет проверку домашнего задания с разбора ошибок, да еще и рассердится, то ребенок, вместо исправления недочетов, будет переживать, что вызвал неудовольствие взрослого.

Иногда целесообразно проверять домашнее задание по частям, сразу, после того как школьник решил задачу, выполнил упражнение. Для многих детей важно немедленно получить подтверждение, что все сделано без ошибок или как можно быстрее исправить погрешности в работе. Таким образом, ребенок достаточно быстро может получить обратную связь относительно хода выполнения уроков. У него возникает желание хорошо выполнить следующее задание. Если же ребенок начал что-то делать неправильно, то он имеет возможность сразу обнаружить и объяснить ошибку. Это означает, что школьнику не придется, потом переделывать все задание целиком.

Не следует разрешать школьнику сидеть за уроками весь вечер напролет.

Иногда родители разрешают ребенку сидеть над домашним заданием несколько часов подряд. Это вполне нормально, если школьник все это время действительно работает и задание, в самом деле, требует столько времени на выполнение. Однако если взрослый видит, что за час или два ребенок почти не продвинулся в его выполнении, то надо прекратить бесполезное занятие. В таком случае целесообразно написать учителю записку, объясняющую происшедшее, или встретиться с педагогом.

Помощь при заучивании информации из учебника.

Часто школьники не знают, на что им обращать внимание в процессе чтения учебного текста. В большинстве учебников в конце каждого параграфа есть вопросы. Родителям стоит обсудить их с ребенком до того, как он начнет читать учебник. Используя такую тактику, школьник будет знать, на какую важную информацию надо обращать внимание.

Некоторые дети стремятся запомнить абсолютно все, что написано в учебнике. Тогда целесообразно дать такому ребенку карандаш и попросить его отметить слово или предложение, которое, по его мнению, является ответом на один из вопросов.

Рассмотрите возможность записи главы из учебника на магнитофон. Исследования показывают, что чем больше разных органов чувств используется для получения информации, тем больше вероятность усвоения информации.

Родителям стоит обращать внимание на невербальные сигналы, которые они посылают своим детям в ходе выполнения домашнего задания.

Родители часто говорят, что никогда не впадают в гнев и не кричат на своих детей, когда помогают им делать уроки. Однако общение происходит не только на вербальном уровне. Известно, что невербальные способы передачи информации являются не менее значимой частью общения. Поэтому очень многие сигналы, особенно негативные, могут быть переданы довольно просто, даже если родители сами об этом не подозревают.

Гримасы, напряженность позы, вздохи, поднятые брови и другие проявления "языка тела" - все это является невербальными ответами на промахи детей. Если они достаточно чутки, то быстро примут эти сигналы. Это только добавит напряженность в ваши взаимоотношения, связанные с домашней работой.

<<В начало








<< Главная
        << Социально-психологическая служба